24.05.2014

Саблино. Велопрогулка

Ещё в прошлой осенью собирался съездить в Саблино на велосипеде,  покатать да на водопад поглазеть, вот сегодня добрался.


На верхнем фото:  Церковь Николая, царя-мученика (Храм святого страстотерпца царя Николая II ), Ленинградская область, Тосненский район, Никольское

Ехал по дороге через Никольское, как все белые люди, хотя есть путь через Красный Бор огородами и полями напрямик, но я не знаю дорогу, пока.
Маршрут такой (не полностью, связь пропадала и многое не записалось, а обратный путь вообще не прописался)


Просмотреть 23052014-Саблино на карте большего размера

В принципе и по дороге нормально, обочина хорошая широкая, мудаков на авто не встретил.

Сначала решил на север скататься

Река как река, ничего особенного в принципе

Накормил комаров и поехал обратно, к водопадам

Встретил добрую шабаку

И лисьими тропами поехал вдоль берега

О чём пожалел. В эту гору почти с прямым углом еле залез, на фото выглядит как "нефиг делать залезть", но это видимость.

Наверху пещеру обнаружил

Судя по оставленным верёвкам, там кто-то ползает периодически

Вообщем погнал поверху к водопадам

Маленький водопадик (Устье Банного ручья)

Руины бумажно-картонной фабрики Эггерса (позднее там была гончарная мастерская), в центре которых находятся развалины дореволюционного дома.
Вокруг разбросаны остатки стен других зданий.
Восточнее главного здания есть отверстие в земле, ведущее к подземному помещению, в котором находятся остатки старинной клёпаной трубы.
Фабрика Эггерса существовала здесь в конце XIX и начале XX веков. Тут производили картон и бумагу, в том числе и для книжного производства. На Невском проспекте в XIX веке находился известный в то время книжный магазин Эггерса, который и был хозяином этой фабрики. У водопада были построены железнодорожный мост и плотина с дубовыми шлюзами, и вода подавалась по каналу на небольшую турбину, где вырабатывалась электроэнергия для фабрики Эггерса. Это была одна из первых гидроэлектростанций в Санкт-Петербургской губернии. Позже, на месте фабрики организовали гончарную мастерскую. 

Координаты: 59°38'52"N 30°48'31"E

(Wikimapia)

Вот то самое "отверстие в земле"

А вот и Тосненский (Гертовский) водопад и Руины Гертовского (красного) моста

Ретро фото: Строительство моста

И руины 50-х годов

Экскурс в историю моста:
Своим рождением этот мост обязан Николаевской железной дороге.

Когда в конце XIX века была начата реконструкция железной дороги связывающей Санкт-Петербург с Москвой, то потребовалось огромное количество балласта. Балласт в железнодорожном понимании это то, из чего делают насыпи под полотно, то, на что кладут шпалы. Ближайшим источником балласта в этом районе оказались ледниковые камы в окрестностях нынешних поселков Шапки и Кирсино. Кстати тупиковое ответвление железной дороги в Тосно, ведущее на Шапки, тоже обязано своим рождением карьерам, но его построили позже - в 20-х годах.

Мост строили из местного строительного материала - из бутовой плиты. Брали ее тут же, на берегах. Около нынешнего Гертова до сих пор видны следы заросших карьеров-каменоломен. После постройки мост назвали Красным мостом, очевидно используя старое русское значение этого слова - Красный значит красивый.

В поселке, трасса железнодорожной ветки прошла от ст. Саблино, по нынешней Песочной улице до Тосны. Здесь она перебиралась по мосту на другой берег, и шла через леса и болота к деревне Кирсино, к Ивановским горам. Название же она получила - "Тыринская балластная ветка", хотя много позже ее стали называть просто Кирсинской.

Кроме моста, для нужд картонной фабрики Эггерса построили плотину. На фотографии она видна под мостом.

(Строительство моста в д. Гертово (Чертово - опечатка)
(фотография начала XX века)

Подпруженная река устремлялась в обводной канал на правом берегу. Протиснувшись через него она падала на турбину фабрики и сделав свою работу вырывалась на простор по сливному каналу уже ниже Гертово. В засушливое лето вся вода перехватывалась плотиной и направлялась в канал. Русло реки на протяжении почти километра становилось сухим.

Красный мост, как железнодорожный, просуществовал недолго. Построенная в 1918 году Мгинская ветка перерезала Тыринскую. Начиналась она от Гатчины, но имелся отвод и от ст. Саблино. Для нее был специально построен новый мост, примерно на километр выше по течению от старого.

Тыринская ветка стала начинаться от крохотного полустанка Пустынька (не путать с одноименной деревней) на правом берегу Тосны. Неиспользуемую часть ветки разобрали и мост стал просто связывать два берега. Он стоял в очень удобном месте. Им пользовались как жители деревень Большое и Малое Гертово, так и жители деревни Пустыньки! Он не только сокращал путь к ст. Саблино но и недалеко от него был вокзал конки, а кроме того в Гертово была школа и филиал Саблинской пожарной дружины.

С Гертовским мостом связаны и трагические страницы. 8 мая 1911 года небывалой силы паводок прорвал плотину и повредил устои моста. Одна опора подмытая водой рухнула вместе с настилом. Погибло восемь человек. Среди погибших было пять гертовских крестьян гнавших лес по Тосне и управляющий картонным заводом, германский подданный Генрих Борхгорн.

Как рассказывали очевидцы, плотину прорывало и раньше, а казенный мост лишившись звания "железнодорожный" перестал осматриваться и ремонтироваться. В итоге его строения стали ветшать и разрушаться. Судьба же плотины вообще до конца не выяснена.

Бытовала версия, что плотину уничтожили во время войны вместе с мостом, но это неверно. Плотина исчезла раньше, еще до войны. На этой, довоенной, фотографии видны еще целые опоры моста, крыши домов сожженной фашистами деревни Большое Гертово и невысокий Тосненский водопад, а вот плотины нет!

После революции фабрику, для которой была построена плотина, национализировали, а ее турбину стали использовать в качестве местной электростанции. Потом плотину, скорее всего, просто прорвал очередной паводок и ее в период всеобщей разрухи не стали восстанавливать. Хотя может быть, что ее разобрали, чтоб не мешала лесосплаву. Как бы там ни было, но перед войной плотины уже не было. Об этом же свидетельствует Саблинская старожилка - Синякова Е. Е. Она до войны жила в д. Пустынька и бегала девчонкой по Гертовскому мосту из дома в школу и обратно.

Дальнейшую судьбу моста решила война. Его разбомбили. Деревню Большое Гертово на правом берегу сожгли, Пустыньку тоже. Мост стал не нужен, да и не до него тогда было. Вот и лежали в реке огромные глыбы - останки Красного моста, про который говорили - мост-гигант.

Опора моста 50-х годов

И сейчас

Высота водопада в разное время года разная. Летом - около двух метров. Весной во время паводка весь каньон заливает водой так, что от водопада остается мощный бурлящий порожек.

История:

Тосненский водопад образовался примерно 11 тысяч лет назад, когда Иольдиевое море отступило от своего берега - Балтийско-Ладожского глинта. Воды реки, низвергаясь с крутого обрыва стали разрушать его и водопад начал свое путешествие вверх по течению. За время своего существования он прошел 7,5 км. и сейчас находится там где мы привыкли его видеть.

Построенные в конце XIX века мост и плотина почти на 50 лет исказили картину природного существования водопада. Люди стали забывать о нем. В одной из книжек тех лет даже попалось упоминание о том, что на Тосне нет водопада - он превратился в растянутый порог.
Потом исчезла плотина, а в 1943 году фашисты взорвали мост. Тосненский водопад постепенно стряхнул с себя остатки человеческого вмешательства и вновь продолжил свой тысячелетний путь.

Пороги

Вообщем вдоль реки я двинулся в сторону ж/д моста.

Дорога вывела меня на трассу А-120. Проехал насквозь Саблино

И вернулся на другой берег реки Тосна к Графскому мосту

А выше-Крест, Часовня Бориса и Глеба и памятный  знак.

15 июля 2012 года на правом берегу реки Тосна, на месте стоянки дружины Александра Ярославича перед битвой со шведами 15 июля 1240 года, состоялось освящение закладного камня на основание часовни в честь и память чудесного явления перед Невской битвой благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.

13 июля 2013 года в ходе празднования 773-летия со дня Невской битвы произошло торжественное освящение часовни во имя святых князей Бориса и Глеба и водружение маковки с крестом на часовню, выполненную в виде древнерусского шлема.

Графский мост, вид сверху

Ну а дальше Никольское, Красный Бор и дом

Ну и пейзажики по пути

Пит-стоп на 50 км

Ну а всего вышло 55 км пути за 4 с небольшим часа (если верить велокомпу).
Следующая поездка в Кировск, тоже хочу сгонять, тут недалеко, 34 км всего.

Использовалась информация и ретро фото с сайтов:
www.sablino.ru/ 
http://wikimapia.org/ 
http://sobory.ru/

Comments

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.